Магия "китового уса"
Сергей Владимирский "МИР СЕВЕРА", № 3, 1997
Этот необычный рассказ о загадочном голосе "северного сияния" и его многочисленных родственниках в разных странах
мира мог написать только такой человек, как Сергей Владимирский - мультиинструменталист, исследователь музыкальной культуры
народов мира, для которого открыты тайны всех инструментов планеты. Среди скрипок, арф, саксофонов, экзотических барабанов и
флейт почетное место в его уникальной коллекции (370 инструментов) занимает хомус, на котором Сергей играет также мастерски,
как и на остальных трехстах шести-десяти девяти экспонатах. Немало времени посвятил Сергей Владимирский изучению родословной
волшебного инструмента, голос которого запал в его душу еще в детстве.
В пору наивного детства все мальчишки в нашем московском дворе знали (благодаря частым тогда декадам культуры народов Севера, транслировавшимся по телевизору) о загадочном музыкальном инстру-менте, который мы между собой называли "китовый ус". Играть на нем надо было, поднеся инструмент к губам, и издавал он невообразимые, диковинные звуки, в которых было что-то таинственное, зовущее в дорогу, в путешествие по заснеженным просторам Севера на оленях или, может быть, на собаках навстречу скупому северному солнцу под звуки экзотического "китового уса".
О двух музыкальных инструментах мечтал я тогда - о дирижерской палочке, самом главном и самом красивом "инструменте" в симфоническом оркестре и, конечно же, о "китовом усе".
Очень скоро я разочаровался в дирижерской палочке, поняв, что это и не инструмент вовсе, а обычная указка, а вот о "китовом усе" мечтать продолжал.
Мечте моей предстояло осуществиться самым неожиданным образом. Как-то на концерт ансамбля "Гренада", руководителем которого я являюсь уже много лет, пришла семья оленеводов из Якутии. Когда в ходе выступления на сцене я менял один инструмент за другим, наши якутские зрители аплодировали от всей души. Но вот когда было объявлено, что я играю даже на незнакомых инструментах, которых до этого момента никогда в руках не держал, на лицах оленеводов появилось явное недоверие. Такое мне не в новость - и, скажу честно, даже на руку: множество раз недоверчивые зрители хотели поставить меня на сцене в тупик, предлагая "для проверки" сыграть на их национальных, сверхэкзотических инструментах. Я всегда в таких случаях предлагаю пари - сыграю - забираю себе, не сыграю... К счастью, такого со мною покуда не случалось. Так в моей коллекции появились болгарский кавал, парагвайская арфа, турецкий саз...
Короче говоря, вы уже, надеюсь, поняли - оленеводы не могли поверить, что я сыграю на якутском хомусе, и... в моей коллекции появился новый, долгожданный инструмент из детской мечты, а в каталоге - имена прежних хозяев хомуса, проигравших пари, но ставших мне друзьями.
С тех пор якутский хомус неразлучен со мной, путешествуя из страны в страну, с концерта на концерт.
... Сорокапятиградусная жара, раскидистые пальмы, испанская речь перемежается с местным наречием индейцев гуарани. Мы - участники московского ансамбля "Гренада" - выступаем в центре Асунсьона, парагвайской столицы, и по ходу концерта в своей обычной манере знакомим многочисленных зрителей с музыкальными инструментами нашей страны.
Парагвайцев трудно чем-либо удивить, достаточно сказать, что национальным инструментом в Парагвае является арфа, на которой играют только мужчины. Женщинам же здесь доверяют инструмент менее сложный - "тривиальную" шестиструнную гитару.
И тем не менее публика восторженно встречает появление каждого нового музыкального инструмента на сцене. Русская балалайка - звучащий треугольник - браво! Саратовская гармоника - гибрид самовара и паровоза - брависсимо!
Но вот наступает момент, когда на сцене появляется якутский хомус - инструмент здесь доселе никем не виданный. И я ловлю себя на мысли, что вряд ли эти тропические аборигены смогут понять душу этого необычайного, магического северного инструмента. Но мои опасения напрасны.
Сначала парагвайцы со священным ужасом в широко раскрытых глазах слушают рассказ о том, что на полюсе холода в Верхоянске температура достигает минус семидесяти восьми градусов. (Это невозможно, - скажет нам потом один из зрителей. - В обычном холодильнике в морозилке - минус четыре, а это, знаете ли, не шутка!).
Затем, как завороженные, все слушают поистине космические звуки хомуса, постепенно включаясь в ритм, подпевая и подхлопывая, и через мгновение вся площадь уже танцует какой-то невероятный шаманский танец с элементами латиноамериканских па из румбы, самбы и ча-ча-ча.
... Концерт "Гренады" на Международном конкурсе в итальянском городе Кастельфидардо. Традиционная демонстрация музыкальных инструментов. Якутский хомус. "Этот инструмент - из далекой Сибири''. В зале раздается радостный смех. Мы недоумеваем...
После концерта к нам подходит группа представительных итальянцев в смокингах и старший из них (ну, конечно же, вы правильно подумали, крестный отец местной мафии) говорит: "Как остроумно вы пошутили, заменив слово "Сицилия" на "Сибирия". Это, право же, прекрасный каламбур, ведь каждый здесь, можно сказать, вырос под звуки этого инструмента. Мы зовем его скаччиа пенсьери - тихий убийца". С этими словами дон (чуть было не сказал, Корлеоне) протянул нам небольшую коробочку, в которой действительно оказался маленький металлический предмет, похожий чем-то на своего якутского собрата.
Позже нам объяснили зловещий смысл "тихого убийцы": скаччиа пенсьери в Сицилии выполнял роль азбуки Морзе или африканских "говорящих" барабанов, передающих информацию от селения к селению на довольно большое расстояние.
В старину члены "коза ностры" пользовались марандзано (еще одно популярное в Италии название этого же инструмента) как переговорным устройством (вот, вероятно, откуда у наших "криминалов" такая генетическая страсть к сотовым телефонам!). Люди несведущие думали, что слышат приятную музыку, а в это время мафиози на марандзано выстукивали приказ: "Убрать неугодных!".
У якутского хомуса множество родственников в разных странах мира, и все они восходят к одному предку - древнему самозвучащему язычковому инструменту, название которого, по вполне понятным причинам никто не помнит. В музыкальной литературе этот инструмент принято называть варган. Само слово варган происходит от древнегреческого organon- музыкальный инструмент.
История возникновения варгана теряется в глубине веков. Знали его древние народы и использовали в качестве культового инструмента для общения с богами. Действительно, магическое звучание варгана попросту завораживает, заставляя мысленно отправляться в увлекательное путешествие во времени.
Прошли века и сегодня варганоподобные инструменты типа якутского хомуса остаются чем-то суперэкзотическим в мире музыкальных инструментов. Сейчас мало кто помнит, что именно принцип хомуса был взят на вооружение берлинским мастером Фридрихом Бушманом, создавшим в 1821 году первую губную гармонику. Позже усовершенствованная губная гармоника, снабженная мехами для подачи воздуха, превратилась в кнопочные, а потом и клавишные гармоники, аккордеоны, баяны. Современный баян или аккордеон - это несколько сотен маленьких хомусов (причем, каждый со своим строем), вмонтированных в корпус концертного инструмента.
Усовершенствовать хомус иным путем пытался в начале 19 века немецкий мастер И. Г. Шайблер - автор ауры, концертного профессионального инструмента, состоящего из нескольких хомусов, закрепленных на металлическом диске. Играя на ауре, музыкант мог пользоваться полным хроматическим звукорядом и играть сложнейшие мелодии, в том числе и из классического репертуара. Но, увы, в наши дни этот инструмент практически забыт.
Разные ассоциации вызывает у людей необычный космический, "синтезаторный" звук хомуса. Часто его сравнивают с северным сиянием, нашедшим свое отражение в музыке. А выдающийся исследователь и реконструктор молдавского фольклорного инструментария Жан Ильич Визитиу так написал о дрымбе (молдавском варианте хомуса): "Своим звучанием инструмент напоминает кропотливую радостную работу пчелиной семьи".
Так или иначе, этот скромный маленький инструмент способен рождать образы, создавать неповторимые музыкальные картины и, как стало недавно известно, обладает целительными способностями. Об этом в статье "Волшебный хомус" (Мир Севера, №2) писала врач Татьяна Ефимова - специалист по восточной медицине.
Во многих странах после концерта к нам за кулисы приходили люди и приносили в подарок местные варианты хомуса. Филиппинский композитор и певец Хебер Бартоломе принес бамбуковый кубинг, немец Бернхардт Кёниг - тюрингский басовый маультроммель, а тувинец Ондар Марат-Оол, вручая металлический темир-комыс сказал: "Пусть в вашей коллекции вся семья объединится".
Когда я слушаю звуки якутского хомуса, или как мы его называли когда-то "китового уса", мне кажется, будто откуда-то из бескрайних просторов Вселенной к Земле летят сигналы от далеких неземных цивилизаций...
И как знать, может быть именно хомус призван послужить объединению не только своей, музыкальной, семьи?
|