Музыкальная жизнь индейцев - детей природы
Сергей Владимирский


Т'арка Интересным инструментом является и деревянная флейта т`арка, которую современный колумбийский исследователь фольклора Хайро Парра определяет как боевую флейту, бытовавшую среди племен Альтиплано.

Арауканский инструмент трутрука изготавливается из разновидноcтей бамбука, произрастающего во внутренних областях юга Чили. Изготовление его требует особых навыков. Прежде всего выбирается бамбук длиной примерно десять футов и толщиной в два дюйма у широкого конца. При этом особенно важно, чтобы узлы бамбука находились на равном расстоянии друг от друга. Затем трость выставляется для просушки на солнце. Через некоторое время ее разрезают по длине на две половинки и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют и покрывают внешнюю поверхность свежей конской кишкой. На конце прикрепляют раструб, сделанный из коровьего рога. Роль мундштука выполняет косой срез, сделанный на узком конце инструмента. Непосредственно перед игрой в трутруку вливают несколько глотков воды, чтобы увлажнить внутреннюю поверхность.

Ближайшим родственником, а вероятнее всего, предком трутруки является лолкинь, чрезвычайно похожий на трутруку, но меньшего размера.
  Интересно, однако, что при всей схожести этих инструментов лолкинь имеет более сложную конструкцию мундштука - его роль выполняют три обрезка тростника разного диаметра, вставленные один в другой и укрепленные на узком конце инструмента. Изготовлялся лолкинь из высушенных побегов кустарника лолкинь, растущего на юге Чили.

Распространены среди индейцев разных племен и всевозможные барабаны. К примитивным барабанам, звуки из которых извлекаются путем удара по цельнодеревянному цилиндру специальной деревянной колотушкой с каучуковым наконечником, относятся, например, тундули индейцев хибаро, майоакан кубинских таино, магуаре колумбийских и бразильских уитото, трокано парагвайских гуарани.

Близок к ним по своей акустической природе и барабан ацтеков тепонацтли, хотя конструкция его была несколько иной, но так же, как и у предыдущих видов, у ацтекского барабана отсутствовала мембрана в обычном ее понимании. "Кому и когда пришло в голову покрыть полость барабана шкурой животного? Кто знает! Но главное, что в в один прекрасный день на отдыхе или в страхе человек ударил рукой по прикрытой полости и совершил важной открытие: "О чудо! Дерево заговорило" - пишут в своем исследовании "Докортесианские инструменты" руководитель мексиканской Академии музыки профессор Даниэль Кастаньеда и профессор Национальной консерватории Мексики Винсенте Мендоса, которые проследили происхождение индейских барабанов, начиная от простых отрезков стволов деревьев (ксилофонов) до усовершенствованных мембранных инструментов (например, барабана бомбо).

ЧарангоИнструменты создавались не просто в чисто функциональных целях - они должны были радовать глаз. И вот перед нами образцы старинных музыкальных инструментов, представляющих собой подлинные произведения искусства! Украшенные драгоценными камнями, чеканкой по золоту и серебру, барабаны свидетельствуют о том внимании, которое древние мастера уделяли внешнему виду музыкальных инструментов. Но не только богатством драгоценностей, украшений удивляют инструменты - богатство фантазии, уровень подлинного мастерства демонстрируют эти экспонаты. Для украшения индейцы широко использовали природные красители, шкуры животных, ткачество, резьбу.

Наделить голосом" стебли и раковины, панцири и стволы, камни и растения - этот процесс для индейцев был не просто "производственным процессом", но частью их духовной жизни. Иллюстрацией тому может служить рассказ индейцев уитото, живущих в верховьях Амазонки, повествующих о процедуре изготовления барабана магуаре. "...В день, когда будет изготовлен магуаре, люди танцуют до середины ночи. Потом несколько мужчин уходят, чтобы найти дерево для барабана. Найдя подходящий ствол, они валят его на землю. Женщины в это время поют одни и готовят пищу, чтобы встретить мужчин. Дерево очищают от ветвей, моют его огненной водой - какачуаной, чтобы оно лучше звучало. Потом один из мужчин делает насечки на стволе - одну вверху, другую внизу, а затем соединяет их узким и длинным отверстием. После этого ствол несут в деревню. Все в это время должны уйти в свои дома, и лишь один мужчина будет делать полость в магуаре. В этот день он не должен видеть женщину - только тогда барабан будет звучать хорошо".

Подобные ритуалы были характерны и для изготовления других музыкальных инструментов. Да и поныне, например, тростник для сампоньи (флейты Пана) индейцы данного племени считают необходимым срезать только в данном месте и в данное время суток (как правило, перед рассветом).

Но особую изобретательность индейцы проявили при изготовлении другого инструмента, буквально покорившего планету. Имя его - чаранго, но об этом - отдельный рассказ.