О ЧЕМ ПОЕШЬ, НАРС-ЮХ?

Сергей Владимирский
МИР СЕВЕРА


Автор этой статьи Сергей Владимирский - уникальный исследователь, музыкант, коллекционер. Круг его интересов в прямом смысле слова безграничен - это весь мир. Музыка народов планеты, музыкальные инструменты, музыкальные традиции - все это жизненное пространство Сергея Владимирского. Подумать только: в его персональной коллекции около 450 музыкальных инструментов, большинство из которых или никогда ранее не появлялись в нашей стране, или, будучи исконно российскими, оставались практически не известными самим россиянам. Но самое главное - Сергей сам играет на любом из этих инструментов! В его руках звучат не только скрипки, арфы, флейты - сама география оживает, благодаря редкому таланту: и вот вы уже в Якутии и на Кавказе, в Бразилии и Ставропольском крае, в Шотландии и на Алтае, в Австралия и на Аляске… Книги, статьи, заметки Заслуженного работника культуры Российской Федерации Сергея Владимирского помогают читателям лучше понять жителей неведомых краев, их нравы и обычаи. А год назад за путешествиями Сергея мы получили возможность наблюдать с помощью телевидения, благодаря еженедельной передаче "Странствия музыканта", где Владимирский и автор и ведущий.

"Эх, сколько снегу-то за ночь понамело" - подумал Василий, пробираясь на снегоступах к медвежьей берлоге, где он еще осенью оставил метки. Место было тогда уже приготовлено - медведь натаскал веток и таежного мусора и, видать, уже готов был к зимней спячке.
С Василием шло еще шестеро хантов, которые, как и он, старались, упаси боже, не произнести случайно "запретных слов". Медведя нужно было называть не иначе как "дедушка" или "великий зверь", а охотничье ружье обычно именовали "палкой" - так требовали тотемные традиции, которые свято соблюдали с незапамятных времен ханты или "арьяхи", что, впрочем, было одно и то же, потому что оба эти слова означали - "люди".
"Человек - это звучит гордо!" - вспомнил Василий слова классика. Да, гордо, но только лишь для людей твоего племени. Татарские ханы, полонив Сибирь, называли хантов унизительным именем - уштяки или остяки - дикари, варвары. Им было все ненавистно в этом народе - традиции и обряды, "нелепый" язык, а больше всего раздражали две вещи - музыка и песни. Народ-завоеватель, воспитанный на звуках боевых барабанов и труб, буквально, "узлом завязывался", услышав хантыйские песни-сказы о мифических богатырях, которые вместо того, чтобы драться и лить кровь, передвигали утесы и направляли реки, чтобы дать людям, умирающим от жажды, напиться и развести сады, чтобы счастлив был народ остяцкий…
…Остяками называли хантов и ближайших их соседей манси (да, что там соседей, братьев!) и русские, прогнавшие татар из Сибири, и утвердившиеся на богатых родовых землях хантымансийских предков. Эти были добрее, но, как и их предшественники, мягко говоря, не любили хантымансийской музыки и песен. Русский лад, совмещенный с византийской традицией, с многоголосьем, с акустикой русских полей и просторов, с богатырским пением под былинный аккомпанемент звончатых гуслей, никак не вязался с шаманскими напевами ханты и манси, а тем более с их дьявольскими, "басурманскими" музыкальными инструментами.
Справедливости ради, стоит вспомнить, что на Руси и к своим музыкальным инструментам не всегда относились с должным пиететом. В 1648 году царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, написавший указ-трактат о правилах соколиной охоты, издал еще один указ - о борьбе со скоморохами, "дьявольским исчадием, ввергнувшим Русь в бесчинство и разврат, в прелюбодеяние и безбожие".
Скоморохи - порождение язычества - знать не знали, и знать не хотели новых правил, установленных церковью. Они поклонялись, как и прежде языческим богам - Ярилу, Даждьбогу и Волосу, а законных правителей публично высмеивали на площадях "в масках скоромных, песнями бесстыдными, жестами неприличными с игрой на инструментах музыкальных - истинно сосудах диавольских!"
Россия всегда была Россией - во все времена, даже когда Россией и не называлась. Отличительной чертой нынешних и стародавних россиян была бескомпромиссная решительность и удалая бесшабашность, что свидетельствовало о цельности натуры. Не был исключением и Алексей Михайлович Тишайший - отец будущего императора Петра Великого, компенсировавшего сполна нерешительность и застенчивость своего родителя. Но хоть и был задумчив и медлителен царь Алексей, зато быстры на расправу были его приближенные. Буквально в день появления указа о борьбе со скоморохами в крупных городах запылали костры из реквизированных у бродячих музыкантов инструментов. Зеваки, спешившие на зрелище, были явно разочарованы - музыкальные инструменты, сделанные из прекрасно высушенного дерева, сгорали в один миг, а вместе с ними сгорали и воспоминания о самих скоморохах - народных музыкантах, подлинных профессионалах, которые были уникальными синтетическими актерами-импровизаторами - и поэтами, и композиторами, и танцорами, и акробатами, и кукловодами, и дрессировщиками медведей, слагателями былин и сказок, и чуть ли не "Слова о полку Игореве"…
Лишь через два с лишним века великий русский музыкант-просветитель Василий Андреев совершит попытку сделать невозможное и восстановит древний русский инструмент - балалайку. А сколько уникальных и неповторимых инструментов было безвозвратно утеряно!
А вот ханты и манси сумели сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которые никогда просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определенным ритуалом, с тотемом, и говорил голосом предков, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми.
Поэтому мужчины ханты и манси - прирожденные охотники - вынуждены были, чтобы не обидеть своих предков, называть зверя, на которого охотились, другими именами и делать вид, что они в сущности, не виноваты в смерти тотемного животного. Начиналась охота с церемоний или заговоров, порой с приглашением шаманов, чтобы убедить, к примеру, медведя, в том что люди не желают ему зла. Заговаривали и ружье, которое по тем же тотемным соображениям называли "палкой" и считали, что именно "палка" виновата, что ударила по голове "когтистого старика". Убив медведя, целовали ему голову и шептали в ухо: "Мы тебя „уронили", но мы не виноваты. Другой виноват, кто выдумал железную палку. Порох и свинец сами не делаем - купец продал. Его и ругай".
Когда тушу медведя из тайги на нартах доставляли в деревню, начинался самый любимый праздник, на который приглашали гостей со всей округи, говоря: "Великий зверь тебя мало видел, приходи, покажи себя перед ним". Гости приходили не с пустыми руками, каждый должен был принести медведю какой-нибудь подарок - монетку, щепотку соли, ленточку из ткани или кусочек сахару.
Но самое интересное начиналось потом, когда, отведав мяса священного зверя, гости и хозяева пели, плясали и играли на музыкальных инструментах. Вот это было зрелище! Кто не умел петь и плясать, рассказывал сказки и истории, а признанные мастера, взяв в руки нарс-юх (это у хантов) или сангкультап (это у манси) заводили песню. Под эту песню мужчины-охотники, надев маски из бересты, затевали пляску, в которой воспроизводились все эпизоды охоты. В финале пляски на "медведя" нападал "журавль", таким образом, отводя от людей всякие подозрения в злом умысле.
Но что такое нарс-юх или сангкультап? Ну, конечно же, музыкальный инструмент, но не простой, а особенный. Такой мог возникнуть только лишь в охотничьей среде, потому что является прямым потомком лука. Есть предание о том, как пошел раз охотник на охоту и увидел оленя с золотыми рогами. Взял он стрелу, натянул тетиву и только хотел выстрелить, как олень заговорил с ним человечьим голосом: "Не стреляй, добрый охотник! Что тебе проку в моей гибели? Лучше послушай, как поет тетива твоего лука, она расскажет людям о твоей доблести и о подвигах славных богатырей, запоет голосами птиц и зверей и заставит танцоров плясать до упаду, она принесет в каждый чум, в каждую юрту свет и радость, и люди будут благодарны тебе". Подумал охотник, да и отвел лук от оленя с золотыми рогами и выстрелил в воздух. Запела тетива пуще прежнего, да на разные лады. Больше охотник этот лук с собой на охоту никогда не брал, а брал его в руки лишь тогда, когда собиралась его родня и гости, когда все пели, танцевали и веселились.
Формой своей нарс-юх (в переводе с хантыйского "играющее дерево") похож на лодку. Корпус у него долбленый, сверху прикрытый еловой декой, на которой вырезан крест - резонаторное отверстие. Длина инструмента обычно колеблется где-то около метра. У нарс-юха или сангкультапа три или пять жильных струн из кишок лося или оленьих сухожилий. Иногда в наши дни можно встретить и инструменты с металлическими струнами. Струны закрепляются одним концом на остром краю нарс-юха (сангкультапа), а другим концом крепятся на деревянной перекладине внизу инструмента. Натягивают струны с помощью "барашков" - маленьких деревянных палочек или птичьих костей.
Нарс-юх (сангкультап) - инструмент сугубо мужской, женщины к нему не прикасаются. Да и песни, которые поются под его аккомпанемент - песни мужские о подвигах легендарных богатырей, эпические былины - тарнын-ары. Есть и другие песни, которые некоторые шутники называют "Что вижу, о том пою!" - песни импровизационные. Темой их становятся события, происшедшие с самим певцом, пропущенные через его душу и сердце. Это большое и нелегкое искусство - слагать и стихи и музыку одновременно - не каждому под силу! Здесь нужно умение и талант. Мало быть искусным поэтом, надо быть еще и виртуозным музыкантом. Не верите? Попробуйте сами. Пожалуй, две-три фразы, сопровождаемые хохотом друзей, у вас получатся. Но не более. Фантазия же хантымансийских песнопевцев-импровизаторов заставляет зрителей с замиранием сердца слушать пение любимых исполнителей в течение нескольких часов подряд! Звуки нарс-юха или сангкультапа способны заворожить любого, будь это человек, зверь или птица.
Много ли вы знаете народов, у которых национальным инструментом была бы арфа? А вот у манси один из любимейших - многострунный тор-сапль-юх, угловая арфа в форме длинношеего журавля. В переводе с манси на русский тор-сапль-юх значит "журавлиная шея из дерева". Корпус тор-сапль-юха долбленый, закрытый деревянной декой, он загибается вверх и переходит в шейку грифа, украшенную резьбой в виде птичьей головы. На шейке грифа укрепляются колки по количеству струн, а струн у тор-сапль-юха может быть восемь или девять из меди или бронзы. Играют на тор-сапль-юхе двумя руками: левой - мелодию, а правой защипывают одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие мелодии особую значимость и торжественность. Тор-сапль-юх звучит негромко и мелодично, его голос удивительно сочетается с голосом народного сказителя, без песен и сказок которого не обходится ни один праздник у манси. "А что же ханты?" - спросите вы. Спешу вас успокоить, подобный музыкальный инструмент есть и у хантов. Он не только выглядит похожим на своего мансийского собрата, но и называется почти так же - тоор-сапт-юх.
Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелегкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и более того многострунным. На следующей ступени стоят инструменты смычковые - они сложнее и по конструкции и по характеру извлечения звука.
Такова нерьпь - мансийская скрипка овальной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. У нерьпи всего лишь одна струна, сделанная из конского волоса или из сухожилий лося . Но зато как она звучит, как плачет, как передает все оттенки человеческого голоса! Играют на нерьпи смычком в форме лука, причем канифоль - сосновая смола - тут же под рукой - на задней стороне корпуса скрипки! При игре нерьпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам, иногда раскачивая инструмент навстречу смычку.
Самым древним у хантов и манси считается тумран - деревянный или костяной пластинчатый инструмент, который прижимают к зубам и, дергая указательным пальцем правой руки за нитку, привязанную к язычку, заставляют звучать, да так, как будто звучит само северное сияние. Голос у тумрана - магический и завораживающий, недаром ханты и манси всегда считали, что тумран отгоняет злых духов и излечивает больных… Играют на тумране и взрослые и дети, а вот у человека пришлого, чужого, не знающего секретов тумрана, игра не получится, как бы он ни старался! Сам звук у тумрана тихий, почти не слышный. Если прислонить его к зубам, звук усилится, но все равно не будет такой, как надо. А как надо? Да вот так - надо начать дышать настолько сильно, чтобы язычок тумрана оказался в своеобразной аэродинамической трубе. Тогда его слабый от природы звук слетит с уст исполнителя и помчится дальше. Раньше тумран использовали в качестве аккомпанемента, когда пели песни. В наши дни появляются ансамбли тумранистов, в которых одновременно могут звучать несколько тумранов….
… Увлекшись рассказом о хантских и мансийских музыкальных инструментах, я как-то совсем забыл о Василии со товарищи. В тайге же тем временем все шло своим чередом: собаки оглушительно лаяли, пытаясь вцепиться бурому "хозяину тайги" в нижнюю часть спины, охотники готовили рогатины и "палку". А в селении ждали охотников с добычей и доставали из заветных мест и нарс-юх, и тоор-сапт-юх, и нерьпь, и сууп-тумран (тумран, сделанный из кости). Вот только гостей пока не приглашали, чтобы, не дай бог, не сглазить…

Рисунки Сергея Владимирского