НАЙ, ФЛЕЙТА ПАНА
Сергей Владимирский
"АККОРД", №1, 1996

Най-древний многотрубчатый музыкальный инструмент, предназначенный для сольного и ансамблевого исполнения. Его ближайшие родственники обитают в странах Европы, Азии, Южной Америки, Океании- одним словом, по всему миру. В России это кугиклы или цевница, в Англии- пенпайо, в Нидерландах и Франции сохранилось название "флейта Пана". В Древней Греции многоствольная флейта звалась сиринкс.
Возникновение подобных инструментов исследователи относят к эпохе неолита, то есть к периоду от 5 до 2 тысяч лет до нашей эры. Именно в те далекие времена первобытный человек, по предположениям ученых, начал осмысливать звуковысотные соотношения, иными словами, стал понимать, что чем длиннее трубка, тем ниже звук, и наоборот, чем трубка короче, тем звук выше. Он сгруппировал несколько трубочек разной высоты, и таким образом на свет появился один из древнейших инструментов.
О флейте Пана говорится в притче Вергилия, жившего в 1 веке до нашей эры. В этой легенде говорится о существовании инструмента, состоящего из семи тростниковых трубок, наименование которого ассоциируется с мифи-ческими персонажами- нимфой Сиринкс и укротителем природы Паном. Козлоногий длиннобородый Пан принимал участие в ночном хороводе нимф, играя на свирели. Увидев юную прекрасную Сиринкс, Пан без памяти влюбился, но нимфа испугалась его вида и обратилась в бегство. Путь ей преградила река. "Что же делать?"-зарыдала юная красавица. И Бог реки внял ее мольбам, спас ее, превратив в тростник. Безутешный Пан не мог забыть Сиринкс и, сидя на берегу, срезал несколько тростинок Затем он скрепил их воском и получилась сладкозвучная флейта, получившая сохранившееся до наших дней название флейта Пана.
Флейты Пана в разных странах отличаются и способом изготовления, и материалом, из которого производятся, и длиной, количеством и диаметром трубок, и способами звукоизвлечения, и многими другими качествами. Непосредственно най является духовым инструментом, состоящим из 22- 24 цилиндрических трубок, закрепленных на дугообразном кронштейне. Это не обычная конструкция (в других флейтах Пана, трубки, как правило, расположены прямо) и некоторые другие особенности и обеспечивают уникально красивое звучание этого бессарабского инструмента, выделяющее его даже в ряду ближайших родственников. Кстати, помимо родственников у молдавского ная есть и "однофамилец"-среднеазиатский най, поперечная одноствольная флейта, вовсе не похожая на европейского тезку. Разгадка этого странного совпадения кроется, видимо, в древнеперсидском слове "най" обозначающем тростник. Видимо, прапрадед ная, как и свидетельствую древнегреческие легенды, делался из тростника. Нынче же, помимо упоминавшихся уже ветвей бузины, на изготовление молдавского ная идет древесина клена, выдержанный бамбук, иногда красное дерево, а порой и простая пластмасса. Но, конечно же, голоса у всех этих вариантов ная совсем разные. Процесс изготовления ная исключительно кропотлив и требует высокого мастерства. Трубки шлифуются снаружи и внутри, склеиваются специальным клеем и устанавливаются на тщательно подогнанном кронштейне. А затем- таинство, как у скрипок: процесс покрытия лаком. Особые секреты у мастеров и по поводу настройки ная, которая осуществляется при изготовлении. В народной исполнительской практике использовался метод, позволявший на слух подкорректировать звучание ная. Пробки, вводимые в трубки до и после фиксации кронштейна, покрывались воском, толщина которого уточняла высоту звука. В трубку опускался кусочек мягкого воска, который сдавливался до той поры, пока исполнитель не находил нужный тон по слуху. Однако этот способ, помимо того, что не обеспечивал особой точности, ставил исполнителя в зависимость от тем-пературных колебаний.
Нынче регулировка осуществляется специальным поршневым устройством, что обеспечивает большую точность определения высоты воздушного столба. Все эти "хитрости" мастерства и новшества и обеспечивают наю ту необыкновенную окраску голоса, "шелковистое", трогающее за душу звучание.
У ная множество "секретов". Например, при изменении угла наклона из него можно извлечь звуки больше или меньше полутона. Это свойство инструмента, позволяющее преодолевать ограниченность темперированного строя, становится особо ценным при исполнении народной и, в частности, молдавской, румынской музыки, интонация и специфика которой во многом определяются четверичностью. Но разве только родные напевы по силам этому волшебному инструменту? Благодаря своим хроматическим данным, най дает возможность исполнять различные диатонические пассажи, глиссандо в пределах всего диапазона, стаккато, арпеджио, имитировать пение птиц... Теперь, наверное, не покажется удивительным, что своеобразное звучание этого инструмента привлекало внимание многих композиторов-классиков. Первым обратился к наю Моцарт в опере "Волшебная флейта". Римский-Корсаков использовал этот инструмент в третьем действии оперы-балета "Млада". И уж конечно незаменим най для исполнения народных дойн и лирических песен...
В Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве хранится най, сделанный великолепным молдавским мастером Жаном Ильичом Визитиу. Его работу узнают по метке мастера: крайнюю правую трубку изготовленного им ная всегда охватывает полоска чеканки. Тут уж не спутаешь- сделано Визитиу. История жизни этого мастера окутана легендами, уносящими нас к тем незапамятным годам, когда бедный румынский мальчонка попал в качестве казачка в покои внезапно разбогатевшего родственника в самом Париже.
В задачи Жана (так на французский манер назвали мальчика) входило развлекать господских детей. А те, в свою очередь, дали ему особое поручение: целыми днями вместо них играть гаммы и упражнения на скрипке и фортепиано, дабы ввести в заблуждение злую бабушку, из кресла в соседней комнате прислушивающуюся к тому, чтобы внуки неустанно занимались музыкой. Все проходило к общему удовлетворению: Жан, обожавший музыку, получил возможность играть, бабушка, слыша звуки инструментов, была спокойна за музыкальное образование внуков, а внуки тем временем самозабвенно предавались развлечениям, более близким их сердцам. И все бы шло именно так и дальше, но... Как всегда, сказочные события случаются под Новый год. Так ли это было или не так, но говорят, под Новый год в роскошном дворце в Париже собрались друзья и родные, чтобы отметить праздник. Кто-то предложил: "А может, дети сыграют нам? Ведь они так прилежно занимаются..." А занимался-то, оказывается, мальчишка-казачок. Вот он и сыграл. И от его игры на скрипке у всех гостей осталось ощущение глубокого восторга. По счастью, наказывать никого не стали, а Жану позволили продолжить обучение, да еще одна гостья сделала ему королевский подарок: отдала хранившуюся у нее долгие годы роскошную скрипку. Много дорог довелось прошагать по жизни Жану Визитиу с его замечательной скрипкой. Музыка дарила ему много радости, а в трудные часы жизни спасала его. А этих трудных часов, а может, дней, а может, лет выдалось ему немало. По зову души оказался Жан Ильич в родных бессарабских краях, где музыкой пронизан, кажется, сам воздух. Чье сердце не дрогнет от зажигательной молдавской сырбы, кто не восхитится лукавым танцем переница. А инструменты молдавского оркестра! Вот заговорили низкие цимбалы, вот защебетал дивный флуер, а вот раздался таинственный голос ная, похожий на пение волшебной жар-птицы...
Не каждый народ создал такую палитру звуков. И вслушиваясь в молдавские мелодии, которые всегда отличишь в пестром музыкальном венке, трудно поверить, что еще не так уж давно все инструменты, их создающие, пребывали в забытьи. А что, собственно говоря, здесь удивительного? Ведь и балалайка, столь привычно звучащая сейчас по всему миру как олицетворение русской фольклорной музыки, была сравнительно недавно- всего лишь в прошлом веке- возвращена из полнейшего забвения. Великому энтузиасту Василию Андрееву обязана Россия возвращением всего инструментария русского оркестра. То же сделал для молдавской музыки Жан Визитиу.
По крупицам собирал он сведения об инструментах своей родины, реконструировал ветхие, хранившиеся на чердаках свистульки, звенелки, бренчалки. Кое-что пришлось воссоздавать по древним изображениям, что-то- руководствуясь рассказами старых музыкантов. Ну, а где-то и собственная интуиция подсказывала. И вот по городам и весям вновь заговорили на все голоса столь дорогие сердцам многих людей народные инструменты его родины. Конечно, можно и не согласиться со столь важ-ной ролью одного человека в таком большом деле, ну, да сама жизнь все больше убеждает: можно отвергать важнейшую роль личности в истории, только и самой истории без ярких личностей не складывается. Конечно, Жана Визитиу окружали многие, но без его энергии и вдохновения вряд ли что получилось бы так удачно. Удачно- для молдавской музыки. Ну, а для него самого? Ведь все пришлось испытать: и преследования, и непонимание, и самое страшное: предательство учеников. А золотых гор не нажито, дворца в Париже или Кишиневе не построено. Может, кто-то и посочувствует. Но больше- позавидуют. Ибо Жар-птицы парят только над избранными.
...Если вам доведается слушать молдавский оркестр, исполняющий народную музыку, вглядитесь: не блеснет ли под правой рукой музыканта, играющего на нае, медное чеканное кольцо- знак работы выдающегося мастера.