ШУМБРАТАДО ЯЛГАТ - ЗДРАВСТВУЙТЕ ДРУЗЬЯ!
Сергей Владимирский Литературная Россия 2002 год
Мордовия древний и самобытный край, где живут трудолюбивые и талантливые люди, где современность тесно переплетается с историей - языком, традициями, культурой, где на доброй почве согласия вырастает будущее Мордовии - неотъемлемой и сердцевинной части России… Пусть ваша встреча с нашей республикой будет приятной, а знакомство долгим и счастливым.
Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин
Лет двенадцать тому назад зимой ансамблю "Гренада" посчастливилось впервые побывать в Мордовии. Гастроли были недолгими - всего три дня: нам предстояло срочно вылетать в Латинскую Америку: в Перу, Аргентину и Уругвай. Но и за эти дни впечатлений было предостаточно: неправдоподобно чистый, ухоженный, заснеженный Саранск, встречи с удивительными людьми - народными умельцами, благодаря которым сохраняются, воссоздаются и реконструируются произведения мордовского народного творчества, общение с мордовскими музыкантами, которые, кстати сказать, устроили нам во время концерта маленький сюрприз.
У "Гренады" за годы странствий собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов со всего мира - на сегодняшний день 462 экземпляра. И каждый из них звучит, да еще как, в руках музыкального руководителя "Гренады" Сергея Владимирского. Часто на зарубежных гастролях зрители выносят на сцену свои, мягко скажем, замысловатые национальные инструменты и предлагают Сергею, который, естественно, никогда раньше ничего подобного не видел, сыграть на них. По традиции русский музыкант ставит условие: "Сыграю - забираю в свою коллекцию!", и под восторженные возгласы публики, действительно играет на совершенно незнакомом музыкальном инструменте. Осечки еще, слава Богу, ни разу не было - все экзотические инструменты были выиграны и сейчас украшают коллекцию "Гренады".
Во время одного из концертов в Саранске на сцену вышли два молодых человека - участники фольклорного ансамбля - и предложили Сергею сыграть на мордовском инструменте "нуди". Сергей, не долго думая, схватил небольшую трубочку, и в зал понеслись флейтовые рулады. Публика зааплодировала, а фольклористы (это было видно по их лицам) растерялись. В чем же дело? После небольшой паузы один из них сказал: "Подождите, вот нуди у меня в руках, а вы сыграли на… футляре!". Нетрудно догадаться, что после этого концерта и сам нуди вместе с футляром занял почетное место среди гренадских трофеев.
Неизгладимое впечатление на нас, участников московского ансамбля, произвел Музей Степана Эрьзи. Его уникальная экспозиция никого не оставит равнодушным, но мы обнаружили здесь такое, о чем стоит рассказать подробнее!
Незадолго до поездки в Мордовию наш ансамбль уже выступал с концертами в Аргентине. Импресарио избрали для нашего проживания небольшой пансион с громким названием "Отель "Оренсе". Скромность его апартаментов, впрочем, нисколько не смущала наш закаленный гастрольной жизнью коллектив, и, не вдаваясь в явные минусы нашего временного жилища, мы старались обнаружить в нем удачно скрытые плюсы. Ну, например, в какой еще гостинице так приветствовали бы наши музыкальные разминки? Где еще можно было бы в любое время суток так уютно посидеть на кухне с друзьями под веселое кипение чайника на плите? Прямо как дома, в Москве. И друзья - со всего Буэнос-Айреса - все шли и шли на огонек отеля "Оренсе", что на углу Бартоломе Митре, между улицами Уругвай и Талькауано… Артистическая жизнь до краев наполнена событиями, и поэтому те чудесные часы уже два месяца спустя казались давней, прекрасной, почти неправдоподобной историей. Как вдруг… "Аргентина, Буэнос Айрес, улица Бартоломе Митре" - адрес выгравированный на медной табличке потряс нас, как удар молнии. Снова и снова читали мы витиеватые буквы, словно пытаясь убедиться, что это не сон. Тысячи, тысячи километров отделяли нас от Южной Америки. Не широченная Ла Плата, а небольшая речка Саранка пробегала под нашими окнами. И не было ни малейшего сомнения, что ни один из спешащих на работу или в магазин жителей города Саранска слыхом не слыхивал, что в прошлом веке боролся за единство своей страны мужественный аргентинский военачальник и талантливый журналист-летописец Бартоломе Митре. И было нереально предположить, что кто-нибудь в Аргентине знает о далекой Мордовии. Но вот тут-то мы и ошиблись. И об ошибке нашей свидетельствовала табличка с точным адресом - кто, где, и даже когда, а тем более почему узнал в Аргентине о Мордовии. Эта табличка с указанием точного адреса мастерской братьев Гольденберг была прикреплена к знаменитой электрической дрели, которой Степан Эрьзя высекал из несокрушимых узловатых комлей аргентинского дерева кебрачо (в переводе с языка индейцев кечуа это значит "обломи топор") свои шедевры.
После возвращения из Мордовии мы вскоре снова оказались в Аргентине и, конечно же, первым делом отправились на улицу Бартоломе Митре в надежде найти дом, где располагалась мастерская братьев Гольденберг. Нас ожидало горькое разочарование - на месте мастерской высилось ультрасовременное здание банка из стекла и бетона. Оставалась еще надежда на то, что, может быть, кто-нибудь вспомнит, да-да, обязательно вспомнит скульптора из России, который иногда заходил в мастерскую братьев Гольденберг… Надо только пройтись по маленьким магазинчикам, стареньким лавчонкам, которые сохранились еще с тех пор, и спрашивать нужно не молодежь, равнодушно пожевывающую чуингам, а людей пожилых, стариков, которые много видели и много знают. Но на все наши расспросы аргентинские старики только отрицательно покачивали головами. И вдруг в колониальной лавке, что прямо напротив бывшего дома братьев Гольденберг, мы наткнулись на ее почтенного хозяина - дона Луиса, который сказал, что неоднократно видел здесь одного русского (он сказал по-испански "эль русо"). Этот "эль русо", по словам дона Луиса, покупал у братьев Гольденберг сверла, и дон Луис не мог понять, зачем этому человеку столько сверл - у самого дона Луиса одно сверло, а служит оно ему уже лет 45. Дона Луиса так и подмывало удовлетворить свое любопытство. И вот однажды, когда русский человек проходил мимо, дон Луис пригласил его на чашечку аргентинского чая мате. Русский не стал отказываться от приглашения - было самое жаркое время суток - послеобеденная сиеста. Сели в тени в деревянные кресла с широкими поручнями, чтобы удобнее было ставить стаканы с прохладительными напитками, и приступили к древнему индейскому ритуалу наслаждения мате. Мате придумали индейцы - коренные жители здешних мест. Только им в голову могло придти заваривать измельченные листья и веточки дерева мате. Оказалось, что мате прекрасно заваривается не только в горячей воде, но и в ледяной, наливаемой прямо из термоса. А уж жажду мате утоляет как никакой другой напиток. Но самое главное, мате располагает к беседе - его пьют из небольших сушеных тыквочек с помощью серебряных трубок с ситечком на конце…
"Ну, какой он был? О чем вы с ним разговаривали?!" - не выдержали мы. "Очень приятный, симпатичный человек, глаза добрые… А поговорить мы с ним так и не смогли. Я не говорю по-русски, а он не знал испанского". Мы рассказали дону Луису об Эрьзе и на память подарили ему альбом с фотографиями скульптур из кебрачо и альгарробо. Он тут же выставил его в витрине. "Может быть, проходя мимо, кто-нибудь узнает эти работы и вспомнит об этом "эль русо"?"…
Среди шедевров Эрьзи особое место занимает скульптурный портрет матери, созданный на чужбине и поэтому пронизанный такой ностальгией. В нем и боль, и страдание, и торжество победы! Если поставить рядом с ним автопортрет самого Эрьзи, родственное сходство будет очевидным. Какой же именно момент запечатлел гениальный мордовский художник? По этому поводу есть несколько версий. Вот одна из них. Андрей Алешкин, художник, писатель и философ, рассказал нам историю-быль, которая приключилась с двухлетним Эрьзей. Крестьянки села Баево, что расположилось на берегу речушки под грозным названием Бездна, уходя в поле на работу, оставляли своих малолетних детей на лужайке перед домом. И, чтобы далеко не убежали, привязывали их за ногу, как козлят, к деревянному колышку. На случай, если дитя проголодается, матери оставляли крынку с молоком и краюху хлеба. Вот возвращается мать Эрьзи с работы и видит, что возле ее дома - невероятное скопище народа и, что самое странное, толпа эта не шумит как обычно, а пребывает в эдакой зловещей тишине. Что такое? Подойдя поближе, мать не верит своим глазам: в центре круга сидит ее Степка, в ручонках крепко зажал голову гадюки, макает ее в молоко и с удовольствием облизывает. Слава богу, кто-то из мужиков догадался надоумить Степку отбросить змею подальше - там с ней тотчас же разделались, а счастливая мать, обливаясь слезами, обняла своего малыша и унесла в дом…
Что говорить, богата Мордовия талантами, но самое главное ее богатство - это люди. В прошлом 2001 году музыкальный руководитель "Гренады" Сергей Владимирский приехал в Мордовию вместе со съемочной группой программы "Странствия музыканта". Люди, которые стали героями двух телевизионных фильмов, с успехом показанных на телеканале "Культура", на наш взгляд, действительно являются национальным достоянием республики. О каждом из них можно было бы снять отдельный фильм!
Вот, к примеру, Нина Михайловна Кадерова - руководитель национального центра культуры. Только не подумайте, что этот самый национальный центр находится где-нибудь в центре Саранска. Нина Михайловна - неутомимый энтузиаст - создала его в родном мокшанском селе Старая Теризморга, жители которого принимают самое деятельное участие в судьбе центра культуры. Здесь есть и великолепный фольклорный ансамбль, и этнографическая экспозиция, которой могут позавидовать краеведческие музеи, и все желающие могут собираться в свободное от работы время, чтобы изучать секреты народных промыслов и петь старинные песни. Нина Михайловна - душа всей компании, лучшая из лучших и среди певиц, и среди рукодельниц, и среди кулинаров - знатоков мордовской национальной кухни.
В теризморгской сельской школе - доска с именами выпускников-медалистов. С удивлением находим среди имен фамилию Ямашкин. Есть у нас один знакомый - представитель Общества дружбы и культурных связей в столице Перу - Лиме. Уж не он ли? Да, точно! И директор школы с гордостью подтверждает, что золотой медалист Петр Петрович Ямашкин, действительно, сейчас выполняет важную государственную миссию в одной из стран Латинской Америки. Вот уж, в самом деле, мир тесен!
Раз уж зашла речь о старинных мордовских песнях, надо сказать, что спеть их сможет не каждый ансамбль. Дело в том, что мордовская народная музыка обладает уникальнейшей полифонией - песни поют на пять, шесть, восемь, а то и двенадцать голосов! Как же дивно они звучат в исполнении саранского ансамбля "Торама", руководит которым неутомимый Владимир Ромашкин - человек редкого таланта. В его руках спорится любая работа. Защитить кандидатскую диссертацию - пожалуйста! Овладеть секретами восточных единоборств - нет проблем! Создать этнографический ансамбль, да такой, которому бы аплодировали Германия и Франция, Финляндия и Швеция - да с удовольствием! У Ромашкина всегда готов ответ на любой вопрос. "А почему ансамбль называется "Торама"?" - "Да это же очень просто. Торама - это труба мордовского вождя Тюшти. Это легенда. Уходя, великий царь Тюштя сказал, что если придут лихие времена, то нужно сыграть на тораме. Услышав этот зов, он вернётся к своему народу, чтобы отстоять его свободу. Торама - это сигнал, возвещающий о надвигающейся опасности. Люди теряют свои корни, забывают свой язык, свои легенды, становятся бездуховными, мелочными. Разве теперешнее состояние дел не те самые лихие времена?"
Руководимая Владимиром Ромашкиным "Торама" находится в вечном поиске. Вот и теперь вместе с Александром Куриным, лидером джазового ансамбля "Ковчег-мейнстрим", они затеяли новый смелый проект - "Торама-джаз": на одном краю сцены джазовые музыканты с традиционными контрабасом и саксофоном, на другом - музыканты "Торамы", кто в лаптях, кто босиком с дудками нуди разных размеров, скрипками гарзи и африканским барабаном джембе. Удивительная это вещь - мордовский джаз!
В селе Подлесная Тавла живет замечательный художник, народный мастер Александр Гаушев. Мастер-универсал: ему, кажется, подвластны все жанры - и резьба по дереву, и керамика… Он создал в своем селе экспериментальную художественную школу для местных детишек с фольклорно-этнографичским уклоном. Ребята изучают здесь классические дисциплины и мордовскую мифологию, знакомятся с традициями и обрядами народностей эрзя, мокша и шокша. А еще с удовольствием лепят из глины и режут по дереву в новом жанре, созданном Александром Гаушевым, - композиция-сказка. В фигурах, которые лепят детские ручонки, воплощаются старинные мордовские предания и легенды. Вот деревянный конь с насечками на груди и боках, солярными знаками -посланец верховного бога солнца Чипаза в помощь людям в делах крестьянских и ратных, а вот керамическая женская фигура. Посмотришь спереди - Богиня дня, сзади - Богиня ночи с маленькими детишками на руках. Деревянные узоры-обереги, глиняная свистулька-тутушка, по преданию отгоняющая злых духов, значимость и востребованность того, что ты сам делаешь своими руками, - вот что такое гаушевская композиция-сказка, воспитывающая детей на общечеловеческих идеалах с глубоким уважением к собственной истории и культуре!
Далеко от проезжих дорог в небольшом мордовском селе живет электромонтер Николай Киржаев. Друзья и соседи за невероятное трудолюбие шутливо зовут его "папа Коля" по аналогии с "папой Карло". Николай, выросший в селе, с детства привык к работе, вечно что-то мастерил, строгал, выпиливал, одним словом, стремился своими руками, так сказать, материализовать свою мечту. Талантом его бог не обидел. В его небольшом доме все автоматизировано и роботизировано, как в каком-нибудь фантастическом фильме: двери сами открываются на голос хозяина, свет автоматически включается и выключается в нужную минуту, короче говоря, - домашний музей изобретений 21 века. Но самое главное - это самолет! Николай долго собирал его из подручного материала по собственным чертежам. Двигатель приспособил от снегохода "Буран". С расчетами помогли знакомые летчики. И вот, наконец, счастливый изобретатель взмыл в небо. То, что он увидел, его потрясло. Вот слова самого Николая: "Ну, что обычно можно увидеть? Дальше линии горизонта все равно ведь не заглянешь… А тут - такой простор, такая красотища!".
Да, с ним трудно не согласиться. Люди, воспарившие над обыденностью и ощутившие необычайный восторг полета, - существа особые, богом отмеченные, как, кстати, и все наши мордовские друзья, о которых мы вам сегодня рассказали.
|
|