|
|
Есть ли шанс у тугузира?
Сергей Владимирский
В наше стремительное и жестокое время, когда обостряется борьба за выживание между людьми, происходит нечто подобное и в области культуры, а именно в музыке, где не на жизнь, а насмерть схлестываются различные музыкальные течения в безудержной жажде приоритета и пусть недолгой, но такой желанной славы. Последние достижения в области радиоэлектроники поистине делают чудеса - и вот уже не помнящий себя от счастья обладатель микрофона с функцией караоке наслаждается звучанием своего пусть небольшого, но зато такого родного голоса, а начинающие музыканты, раздобыв синтезатор с автоматическим аккомпанементом, зная всего лишь несколько аккордов, уже могут спеть почти под настоящий оркестр... А как же пусть простые, но все же живые, порой незаслуженно забытые народные инструменты? Какая же судьба их ожидает в будущем, выдюжат ли?
... В зале гаснет свет. На сцене в луче прожектора - артист в торбасах и малице. В руках у него маленький причудливой формы металлический предмет, который он подносит к губам и начинает играть.
Сначала кажется, что где-то внезапно со звоном распрямилась стальная пружина, космический звук летит по траектории, медленно затихая, затем возвращается и звучит с новой силой.
Хомуз поет древнюю песню на уже почти забытом людьми языке музыкальных символов, тесно связанных с первыми шагами зарождения всемирной музыкальной культуры.
Звук его прост и сложен, он близок и понятен якутскому оленеводу и рок-фанату, влюбленному в суперсовременные электронные синтезаторы, которые изо всех сил пытаются имитировать звуки живых музыкальных инструментов. А хомусу и не надо ничего имитировать - он сам синтезатор, повторяющий звук летящего над тайгой тунгусского метеорита, рокот волн в полосе прибоя Чукотского моря, трепетно внимающего суровому дыханию Северного Ледовитого океана, музыкальный инструмент, способный рассказать о том, какое оно северное сияние - человеку, никогда в жизни не видевшему этого несравненного атмосферного явления.
Музыкальные инструменты издревле жили своей жизнью рядом с человеком, который нередко считал их живыми существами, способными помочь в общении с богами, олицетворяющими великие силы природы. Потому и украшал их и бережно через века проносил их в неизменном виде. Посмотрите, ведь, например, классическая акустическая гитара практически не изменила своего вида с момента рождения в далеком ХIII веке, скрипка тоже не нуждается в модернизации - каждый музыкальный инструмент, достигнув совершенства в руках гениального мастера, великолепен не только, как идеальная субстанция, способная услаждать слух, но и как истинное произведение искусства, которое приятно и созерцать.
Первобытные свистульки, слепленные из глины, имитировали пение птиц - эта партия в симфоническом оркестре отводится теперь современным флейтам, которые успешно справляются с этой ролью. Но мне, говоря по правде, в их великолепном звуке не хватает того тепла, которое присуще этим простым, если не сказать примитивным, инструментам наших предков, известным с языческих времен и обогатившим наш лексикон емким и образным словом "свистопляска", то есть танец под аккомпанемент хора свистулек, в которые так безудержно и бесшабашно играли и стар и млад на языческих праздниках, вызывая осуждение у блюстителей церковной морали...
Охотники, собираясь на охоту, брали с собой помимо ружья и патронов манки - тоже своего рода синтезаторы, имитирующие звуки того или иного зверя или птицы, да так достоверно, что сами звери охотно "покупались" на это коварное изобретение человека. Да и как иначе, если по лесу разносится любовный призыв красавца-изюбря, голос, которого, по мнению самки оленя невозможно подменить?
Но особое место среди музыкальных синтезаторов звука занимают те из них, которые могут имитировать, как упомянутый в начале статьи якутский хомус, атмосферные явления. Это высшая степень сложности, ведь здесь дело не в простом подражании голосам птиц и животных - создатель такого музыкального инструмента замахнулся на всемогущие силы природы, попытался на их магию создать свою собственную, войти в прямой контакт с богами посредством этого инструмента и выпросить и них милость.
Таково и "дерево дождя" (исп. palo de lluvia) - инструмент, с помощью которого древние ацтеки вызывали дождь в засушливую пору - кусок ствола дерева, проще говоря, полено, сердцевину которого выели термиты. Внутрь насыпаются высушенные семена растений, иногда мелкие камешки, обломки морских ракушек, но самая главная хитрость заключается в следующем - в корпус "дерева дождя" вбиты маленькие деревянные или металлические колышки - приблизительно около ста, которые выполняют роль язычка (еще один родственник якутского хомуза - стаязыкий мексиканский хомуз!). Во время игры инструмент переворачивают, взявшись за середину, семена, пересыпаясь из отсека в отсек, цепляют язычки, корпус инструмента резонирует и - создается полное акустическое впечатление, что крупные капли дождя барабанят по лужам. А если переворачивать осторожно и не спеша, то можно услышать легкое журчание лесного ручейка.
Странно, что при всем многообразии национальных культур у народов мира всегда найдется что-то общее, способное поставить в тупик умудренных опытом ученых мужей, которые полагают, что на каждый вопрос тотчас же найдут массу ответов. Вряд ли можно заподозрить предков легендарных жителей Севера чукчей в прямых торговых и культурных контактах с древними ацтеками. Но вот посудите сами: перед нами два инструмента - мексиканский тепонацтли и чукотский частигре или тугузир...
Далее
|
|
|