|  |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 |   
	| Кто хранит традиции предков?
 Сергей Владимирский
 
 Еще совсем недавно на вопрос "Какие музыкальные инструменты типичны для вашей страны?" мы с гордостью отвечали: "Смотря какой регион вы имеете в виду". И действительно инструментарий СССР тогда был велик и разнообразен - от эстонского кантеле до таджикского рубоба, от грузинской волынки гудаствири до якутского хомуза. Теперь же в наши дни этот диапазон значительно сузился, но это вовсе не означает, что нам остались только домры и балалайки. Каждый народ, населяющий Россию, имеет свои уникальные и неповторимые музыкальные инструменты, которые достойны отдельного рассказа, так как именно в них отразились судьбы народов, именно они являются подлинным культурным наследием, воплотившим в себя эстетические воззрения людей, создавших и сохранивших в веках эти подлинные шедевры народного творчества.
 Однажды волею судеб наш ансамбль "Гренада" оказался на гастролях в Чувашии, и я попросил чувашских друзей познакомить нас с мастерами, изготавливающими народные музыкальные инструменты, и с музыкантами, исполняющими чувашский фольклор. К нашему удивлению это оказалось непросто - в то время мастеров можно было по пальцам пересчитать, производство инструментов было на кустарном уровне, исполнителей оказалось и того меньше.
 Но нам повезло -  мы познакомились с чебоксарским мастером Виталий Адюков, который не только поведал о любимых в народе музыкальных инструментах, но и сыграл на каждом из них, демонстрируя завидное мастерство.
 "Инструментарий в чувашской народной музыке, - рассказал Виталий, - действительно очень богат и необычен, в нем представлены практически все известные группы инструментов - тут и струнные, и духовые, и ударные.
 
 
  
 Один из важных компонентов чувашского фольклорного оркестра - это, конечно, параппан, или, как его у нас часто называют туй-параппан. Вы может быть знаете, что слово туй по-чувашски - праздник, свадьба, и конечно же ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. Раньше он традиционно изготовлялся специально к каждому свадебному торжеству и под его громоподобные звуки свершался обряд, а потом во время веселого застолья он сопровождал зажигательные песни и танцы. По окончании свадьбы туй-параппан убирали куда-нибудь в сарай и хранили там до следующего торжества".
 "Параппан, - изумились мы, - это не наш ли барабан?"
 "Да, конечно же барабан, - ответил мастер. - Только почему вы удивляетесь, ведь слово барабан, как и параппан тюркского происхождения..."
 Надо сказать, что мы за этот вечер увидели и услышали немало удивительного, и поиграли на параппане все вместе (оказалось, что по нему стучат двумя специальными колотушками, которые называются тукмак или токмак, и часто играют одновременно несколько человек). В качестве мембраны параппана используют шкуру собаки, и считается что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы.
 
  "Не менее важен для чувашской музыки и другой инструмент кесле - что-то типа шлемовидных гуслей, знакомых вашим предкам-славянам - продолжал Виталий. - На подобных играли Боян и Садко и, в отличие от всякого рода одноголосых свирелей, гусли радовали сердца мощным аккордовым звучанием, сопровождавшим былины и сказки. У кесле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз. Ранее струны для кесле были жильные из овечьих кишок, теперь повсеместно используют металлические струны, что на мой взгляд, делает звучание более ярким и богатым. 
 
 Далее 
 |  |  |