Кто хранит традиции предков?
Сергей Владимирский

Часто на деревенских праздниках можно услышать и шаппар - разновидность пастушьей волынки. Только в Чувашии его мех (резервуар) делают не из овечьей шкуры, а из бычьего пузыря, в который вставлены две деревянные или металлические игровые трубки с раструбами в виде коровьих рогов. Музыкант локтем правой руки нажимает на мех и - звучит радостная двухголосая песня шаппара. Шаппар также, как и параппан в старину использовался для изгнания нечистой силы, на нем играли и танцевальный репертуар на свадьбах, короче говоря, без шаппара трудно представить себе жизнь чувашской деревни.
Любят у нас и там шахлич - инструмент из глины, предварительно обожженной в печи - нечто вроде керамической окарины в традиционной форме утки. В древние еще языческие времена слово "там" переводилось, как "божество", слово шахлич - дудка. Вот и получалось, что наши предки играли на "божественной дудке", а это значит, что там шахлич - самый настоящий культовый инструмент со всеми вытекающими отсюда выводами".
Мастер взял в руки сравнительно небольшой духовой инструмент с раструбом из коровьего рога. "Это - тутут" - сказал он. "Что это значит?" - спросили мы. "Этим сказано все!" - был его ответ. Он поднес тутут к губам и заиграл. Боже мой, в этот миг комнату заполонил невероятно громкий и веселый звук - нечто среднее между рыканьем льва и соло электрогитары-дисторшн из самой "ломовой" хэви-металлической рок-группы.
"Еще бы бас-гитару с ударными добавить!" - мечтательно промолвил наш бас-гитарист Валерий Бельский. Да возможно ли такое в идиллической обстановке чувашских деревень? Оказалось, что вполне реально. Ведь на свадьбах люди не привыкли сдерживаться в своих чувствах, а будоражащие звуки тутута (слово явно звукоподражательное!) позволяют максимально раскрепоститься и повеселиться и потанцевать на славу.
Делают тутут из коры ольхи, которую срезают с дерева весной, когда кора еще не набрала нужной силы и не задубела. Ее сворачивают в трубочку и обматывают тонкой берестой, к концу приделывают раструб в виде коровьего рога, а с противоположного конца вставляют пищик. От пищика зависит, какой силы будет звук у нового инструмента. Обычно пищик традиционно изготовлялся из гусиного пера, однако наш мастер в данной модели предпочел воспользоваться для этой цели куском лезвия от безопасной бритвы. Отсюда и необычный эффект, которому удивляются не только приезжие, но и местные мастера.
Следует остановиться еще на одном инструменте. Это - шахлич, продольная флейта со свистковым механизмом или без свистка - тогда воздух вдувается наискосок и рассекается об острый край верхнего конца инструмента. Шахлич в основном делают из камыша, нередко встречаются и экземпляры из металла. Инструмент был настолько популярен у предков чувашей, что само его название стало использоваться для характеристики хвастунов, которые словно крошка Цахес из бессмертного произведения Гофмана приписывают себе благородные черты, им не свойственные.

Знают в Чувашии и скрипку - серме-купас, на которой с большим успехом исполняют народные мелодии, ранее типичные только для шаппара и шахлича. Любят чуваши и балалайку или палалайку, ее здесь называют тумра или тамра. Не осталась вне поля зрения любителей хорошей музыки и гармонь (хут купас), которая прочно вошла в состав типичного фольклорного оркестра...
Вечер пролетел незаметно, мы слушали неспешный рассказ мастера, сопровождаемый наигрышами на том или ином инструменте и не переставали удивляться богатству чувашской народной музыки, изобретательности творцов музыкальных инструментов, продолжающих несмотря ни на что творчески развивать вековые традиции народного музицирования. Ведь и в самые трудные времена чувашу всегда помогала выжить музыка, тесно связывающая его с культурой предков тюркоязычных булгар и суваров, населявших эту землю когда-то и передавших своим потомкам неистребимую любовь к музыке.

Назад