МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Татьяна и Сергей Владимирские
ЭКОЛОГИЯ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ И ЭСКИМОСОВ. ПРОБЛЕМЫ ИНДЕАНИСТИКИ. М., «НАУКА», 1988.


Продолжение


Использовались кости животных для изготовления музыкальных инструментов, например флейт, и у инков. Одним из них служил череп гуанако - так называемый сукчас, однако чаще в качестве аэрофонов инки использовали металлические (золотые, бронзовые, серебряные) изделия. В древнем Перу из берцовых костей ламы делали флейты-кены.18 Костяная вертикальная флейта была также любимым инструментом народов Мезоамерики - майя, сапотеков, миштеков, тотонаков, астеков. Широко применяли индейцы и рога животных - в качестве как ритмических инструментов, так и духовых. Например, арауканы изготовляли из рога коровы или быка «кюль-кюль» (рожок), снабженный одним боковым отверстием для вдувания воздуха. Однако духовые инструменты из материалов животного происхождения нашли гораздо меньшее распространение (вероятнее всего, из-за определенных сложностей в их обработке), чем тростниковые и бамбуковые флейты.

Инструментарий растительного происхождения более многочислен и наиболее широко представлен в качестве духовых инструментов. «Поющий» тростник, «звучащий» бамбук привлекали особое внимание людей с глубокой древности. Свистульки, сделанные из орехового плода, с помощью которых индейцы екуана и макуши имитировали пение колибри, сохранились до наших дней 19. Одним из самых древних инструментов из этих материалов, который изображен на керамическом сосуде мочика, является многоствольная флейта такого типа, который впоследствии получил наименование флейты Пана. 20Нгоанса и современный рондадор

Эти флейты нашли широкое распространение среди индейских племен: у аймара данная флейта зовется «айаричи», у современных кечуа Перу сохранилось старинное название «антара», колумбийцы же зовут ее «сику». Впрочем, названия эти, как правило, относятся хотя и к одному виду флейт, но к разным его модификациям, которых в Латинской Америке существует множество. Например, сику меньше по размерам, чем айаричи. Нго- анса, по форме также многоствольная флейта (делали ее из каучукового дерева), отличалась от «сику» числом стволов и большим их диаметром.21

Каучуковое дерево используется и поныне индейцами Андского нагорья также для изготовления ударного инструмента, представляющего собой два неравных деревянных бруска, звучащих при ударе одного о другой (резонатором в этом случае служит ладонь).

ГуачаракаШирокое распространение материалы растительного происхождения получили и при изготовлении других идиофонов. Высушенные тыквы, наполненные семечками (марака), стручки гигантских акаций (современный инструмент Центральной Америки «малинче»), тростниковая трубка с поперечными насечками- «гуачарака» и многие другие до сегодняшнего дня создают богатый, насыщенный ритмикой фон индейской музыки.Малинче

Все перечисленные инструменты можно отнести к простейшим, не требующим от человека корректив с точки зрения техники изготовления: природа сама «делала» инструмент, т. е. в первую очередь музыкант использовал природные качества материала (хотя для флейты Пана требовалось подобрать несколько по-разному звучащих кусочков тростника и суметь расположить их в соответствии с желанием получить нужный звукоряд). В более поздний период (исследователи относят его к прединкской эпохе культур Чиму, Чинкай и Чинча) в быт индейцев приходят более совершенные инструменты, в конструкции которых проявляется техническая мысль древних жителей Латинской Америки. Говоря об инструментах, сделанных из растений, в первую очередь надо назвать кену - «царицу Анд», чрезвычайно популярную и в наши дни вертикальную тростниковую флейту.Тростниковая флейта кена - царица Анд Для изготовления ее необходимо сделать в стволе несколько отверстий, закрывая которые пальцами, музыкант искусственно может менять длину столба воздуха. Это, казалось бы, несложное усовершенствование неизмеримо расширило диапазон музыкального мышления индейцев, чрезвычайно обогатило их музыкальную культуру. Усовершенствования такого же типа вносились и в инструменты, изготовленные из костей животных (например, костяная флейта «ньяма-коэ»). Изготовляемые из бамбука флейты делали как продольными, так и поперечными. Примером поперечной флейты может служить арауканский инструмент «пинкульуэ» (видимо, он появился у арауканов после их контактов с инками, у которых существовала подобная флейта, называемая «пинкильо» или «пинкальо» 22). Интересным инструментом является и деревянная флейта «т'арка», которую современный колумбийский исследователь фольклора Хайро Парра определяет как боевую флейту, бытовавшую до недавнего времени среди племен Альтиплано. Ее всегда украшает богатая своеобразная резьба. Боевая флейта индейцев альтиплано - т'арка

Весьма популярен до сегодняшнего дня арауканский инструмент «трутрука», который делают из разновидностей бамбука, произрастающего во внутренних областях юга Чили. Изготовление его требует особых навыков. Прежде всего выбирается бамбук длиной примерно 3 м и толщиной 12 см у широкого конца. При этом особенно важно, чтобы узлы бамбука находились на равном расстоянии друг от друга. Затем его выставляют на солнце для просушки. Через некоторое время бамбук разрезают по длине на две половинки и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют и покрывают внешнюю поверхность свежей конской кишкой. На конце прикрепляют раструб, сделанный из коровьего рога. Роль мундштука выполняет срез на узком конце инструмента, так же как у кены. Непосредственно перед игрой в трутруку вливают несколько глотков воды, чтобы увлажнить внутреннюю поверхность.23 Ближайшим родственником, а вероятнее всего,- предком трутруки является «лолкинь», имеющий меньшие размеры. Лолкинь более древний инструмент, чем трутрука, сведений о нем сохранилось мало. Интересно, однако, что при всей схожести этих инструментов у лолкиня более сложная конструкция мундштука - это три обрезка тростника разного диаметра, вставленные один в другой и укрепленные на узком конце инструмента. Изготовлялся лолкинь из высушенных побегов одноименного кустарника, растущего на юге Чили. 24

Один из наиболее распространенных инструментов среди индейцев разных племен - барабан. К примитивным барабанам, звуки из которых извлекаются путем удара по цельнодеревянному цилиндру специальной деревянной колотушкой с каучуковым наконечником, относятся, например, «тундули» индейцев хибаро, «майоуакан» кубинских таино, «магуаре» колумбийских и бразильских уитото, «трокано» парагвайских гуарани25. Близок к ним по своей акустической природе и барабан астеков «тепонацтли», сохраняющийся у современных майя Мексики, хотя конструкция его несколько отличается, но так же, как у предыдущих видов, у астекского барабана отсутствует кожаная мембрана. «Кому и когда пришло в голову прикрыть полость барабана шкурой животного? Кто знает! Но главное, что в один прекрасный день, на отдыхе или в страхе, человек ударил рукой по прикрытой полости, и совершил важное открытие: «О, чудо! Дерево заговорило!» - пишут в своем исследовании «Докортесианские инструменты» руководитель мексиканской Академии музыки профессор Даниель Костаньеда и профессор Национальной консерватории Мексики Винсенте Мендоса26, которые проследили происхождение индейских барабанов, начиная от простых отрезков стволов деревьев (ксилофонов) до усовершенствованных мембранных инструментов (например, барабана «бомбо»).

В настоящей статье мы не ставим задачу проанализировать все возможные виды и типы музыкальных инструментов, равно как и не стремимся заострить внимание на их конструктивных особенностях. Мы лишь выбрали те аспекты, которые выявили бы взаимосвязь между музыкальной культурой аборигенов Америки и окружающей их природной средой.

Поэтому из всего многообразия музыкальных инструментов, бытовавших у коренного населения, были выбраны лишь те немногие, которые достаточно ярко иллюстрируют эту связь.

Мы не можем подробно остановиться на интереснейших хордовых инструментах, сложных ударных, бытовавших у коренных жителей Америки, что, несомненно, также много рассказало бы об уровне «взаимопонимания» индейцев и окружающей их природы и об эстетических вкусах древних обитателей континента. Инструменты изготовлялись не в чисто функциональных целях - они должны были радовать глаз (рис. 34). Образцы старинных музыкальных инструментов представляют собой подлинные произведения искусства! Украшенные драгоценными камнями, чеканкой по золоту и серебру барабаны, хранящиеся в национальных музеях Мексики, Колумбии, Перу, свидетельствуют о том внимании, какое древние мастера уделяли внешнему виду музыкальных инструментов. Но не только богатством украшений, для которых широко использовались природные красители, шкуры животных, ткачество, резьба, удивляют инструменты, они - свидетельство художественной фантазии, подлинного мастерства их создателей.

Рассказывая о музыкальных инструментах, мы в первую очередь отмечали особенности их материального воплощения. В то же время они являлись неотъемлемой частью духовной и эстетической жизни индейских народов и, как мы уже видели, выполняли важнейшие бытовые функции. «Наделить голосом» стебли и раковины, панцири и стволы, камни и растения - этот процесс для индейцев был не просто «производственным», но частью их духовной жизни. Иллюстрацией могут служить мифы и легенды индейцев, повествования об использовании музыкальных инструментов в ритуалах, их сакральной символике. 27

Подобные ритуалы были характерны и при изготовлении других музыкальных инструментов. И поныне, например, тростник для флейты Пана индейцы уитото считают необходимым срезать только в определенном месте и, как правило, перед рассветом. Проведенный анализ позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, развитие музыкальной культуры аборигенов, происходящее в тесном взаимодействии с природой, демонстрирует, что для создания музыкального инструментария племена, жившие в разных природных условиях, пользовались всем многообразием доступных материалов, проявляя нередко высокий уровень индивидуальной изобретательности и в то же время действуя в русле общих закономерностей развития музыкальной культуры человечества.

Во-вторых, характерным для всех аборигенных народов было стремление к усовершенствованию инструментов (и в то же время к сохранению традиций), благодаря чему ко времени конкисты индейцы обладали чрезвычайно широким набором музыкальных инструментов - от простейших, являвшихся прямыми производными от природных материалов, до значительно более усовершенствованных. Этот процесс продолжается и в наше время. Остается высказать сожаление, что пока вне внимания исследователей остается и такой важный аспект, как изменение используемых для изготовления музыкальных инструментов материалов, а ведь это, по сути дела, приводит к созданию инструментов совершенно нового звучания. Для познания закономер­ностей этнокультурных процессов такие детали, как конструктивные и нефункциональные видоизменения инструментов, играют существенную роль. Характерным примером в данном отношении может служить судьба чаранго. Как правило, исследователи настаивают на испанском происхождении этого инструмента. Например, Карлос Вега и Диас Гианса подчеркивают, что чаранго представляет собой результат местной (американской) эволюции испанской бандуррии или какого-то сходного с ней инструмента. 28 Возможно, это так, однако гораздо более важным является, на наш взгляд, то, что творческая мысль аборигенов привела к созданию совершенно необычного нового инструмента, корпус которого делается из панциря броненосца. Как и в старину, нынешние создатели и любители этого инструмента поэтизируют его. Вот как описывает превращение животного в музыкальный инструмент современный индейский мастер и музыкант Эрнесто Кавоур. 29

Заснул как-то раз Киркинчо -
Предгорий проворный житель.
Все спал он и спал так сладко
В мечтах о своей невесте...
Проснулся, глазам не веря:
Брюшко его было пусто,
А панцирь прикрыл надежно

Звенящие струны чаранго.
Любитель привольной жизни
Не стал печалиться долго -
Он с бомбо, кеной, гитарой!
Звучней же, струны чаранго!
(Пер. с исп. Т. Владимирской)

Сегодня молодые ученые, музыканты, просто энтузиасты серьезно изучают фольклор коренных жителей Америки. Они от­правляются по зову сердца в экспедиции в изолированные гор­ные районы Латинской Америки, в сельву, с тем, чтобы, воскре­сив угасающие индейские традиции, обогатить культуру современного общества.

1 См.: Пичугин П. Музыкальная культура андских народов. М., 1980.
2 Грубер Р. История музыкальной культуры. М., 1941. Т. I. С. 116.
3 Цит. по: Пичугин Л. Указ. соч. С. 17.
4 См.: Кинжалов Р. Культура древних майя. Л., 1971. С. 261.
5 Цит. по: Культура Эквадора. М., 1985. С. 155-156.
6 См.: Мелья Б., Миралъя Л., Мюнцель М. и К. Агония индейцев аче-гуая-ки: История и песни. М., 1982. С. 109.
7 Там же. С. 117.
8 Там же. С. 434-135.
9 См., например: Дридзо А. Маруны Ямайки во второй половине XVIII в. // Культура и быт народов Америки. Л., 1967. С. 287; Лобанов М. Вокальные мелодии-сигналы в крестьянском быту // Сов. этнография. 1983. № 5. С. 113-122.
10 Интересно в этом отношении исследование системы сигнализации марунов Ямайки, которое показало, что «азбука» звуковых сигналов, подавае­мых марунами при помощи музыкального инструмента абенг, сделанно­го из рога, содержит не менее 200 неповторяющихся сигналов, позволяю­щих передавать разного рода известия, приказы, «персональные» сооб­щения (Дридзо А. Указ. соч.). Результатов подобных исследований, про­водимых среди индейцев, нам обнаружить не удалось.
14 См.: Мелья Б., Миралъя Л.; Мюнцель М. и К. Указ. соч.
12 Кинжалов Р. Указ. соч. С. 260.
13 Пичугин П. Указ. соч. С. 260.
14 Там же. С. 10.
15 Стивенсон Р. Музыка ацтеков // Музыкальная культура стран Латинской Америки. М., 1974. С. 203.
16 Abadia Morales G. Instrumentos de la musica folclorica de Colombia. Bogota, 1981. Р. 18.
17 Ibid. Р. 205.
18 Пичугин П. Указ. соч. С. 34-35.
19 Культура Венесуэлы. М., 1984. С. 126.
20 Marti S. Alt-America: Musik der Indianer in prakolumbischer Zeit//Musikgeschichte in Bildern. Berlin, 1970. S. 165.
21 Abadia Morales G. Ор. cit. Lam. 32.
22 Пичугин П. Указ. соч. С. 36-37.
23 Оррега-Салас X. Музыкальные инструменты арауканов//Музыкальная культура стран Латинской Америки. С. 126-127.
24 Там же. С. 128.
25 Культура Эквадора. М., 1985. С. 156-157.
28 Costaneda D., Mendoza V. Instrumental precortesiano: Instrumentos de per-cucion. Mexico, 1933. P. VIII.
27 Цит. по: Abadia Morales G. Op. cit. P. 35-36.
28 Diaz Gianza J. Historia musical de Bolivia: Epoca precolonial. Potosi, 1962. P. 55, 172-174; Vega С. Los instrumentos musicales aborlgenes у criollos de la Argentina. Buenos Aires, 1946. P. 150-151.
29 Cavour E. Aprenda a tocar charango. La Paz, 1978. P. 4.