Супер! Мульти!! Инструменталист!!!
Анисим Гиммерверт
(продолжение)

"Гренада" много путешествует по свету: Англия, Польша, Италия, Канада... Для Владимирского поездки это не просто концерты, это еще и возможность увеличить коллекцию. Приобрести, получить в подарок или... выиграть новый инструмент.

А как это происходит, достойно пера Ильфа и Петрова. Представьте себе, как Сергей Владимирский выступает где-нибудь, допустим, в Малайзии. На сцену неожиданно поднимается коренной куала-лумпурец и предлагает Сергею попытаться сыграть на народном малазийском инструменте. Владимирский с жадностью набрасывается на предлагаемый инструмент, играть на котором до этой поры могли только специалисты-аборигены. И к великому изумлению публики... тут же начинает играть. Оторопевший хозяин вынужден подарить свое сокровище русскому кудеснику. Назавтра об этом событии судачит уже весь город. Народ валом валит в зал, где выступает "Гренада".

В толпе знакомые и незнакомые рассуждают о чуде из Москвы. Умельцы приносят на концерт самые сложные инструменты, предлагают Сергею показать свое искусство, ехидно замечая, что вряд ли что получится. Русский же ставит условие: если получится, то уж, извините, с инструментом придется расстаться. Владелец соглашается: ведь русский проиграет, он же сроду не видел такого инструмента. Сергей берет сокровище в руки, внимательно разглядывает и... о, небеса! начинает виртуозно играть. Что ж, он выиграл к большому восторгу всех, кто наблюдал этот честный поединок, и, прежде всего, самого владельца инструмента, который вот-вот уплывет в Россию...

Так было много раз. Так он выиграл лаосский кхен на концерте лаосских артистов в Москве, турецкий саз на концерте в ФРГ, и заиграл на нем, как настоящий турок. Неподдающийся болгарский кавал стал "добычей" Владимирского после концерта в честь болгарских рабочих в российском городе Железногорске. В Греции он получил в подарок критскую лиру, а в Парагвае вообще ему заготовили сюрприз - во время выступления по телевидению прямо в студию принесли парагвайскую арфу и предложили сыграть. Телезрители замерли а сможет ли этот симпатичный русский богатырь овладеть и их сложнейшим инструментом? Но арфа вдруг радостно запела под пальцами, а Сергей победно заулыбался во весь экран!

Таких музыкальных истории было мною, и победа стала обычным делом для Сергея Владимирского. Однажды в Мордовии ребята из фольклорного ансамбля предложили ему сыграть на мордовской национальной флейте. Он сыграл, как говорят музыканты, с листа. Каково же было всеобщее изумление, когда оказалось, что играл-то он не но флейте, а на ее футляре! И не испытывал при этом никаких технических трудностей! Вот так - заставил и футляр запеть, этот московский колдун.

А вы сможете сыграть на теннисной ракетке? Конечно же, нет. А вот Сергею Владимирскому однажды шутки ради предложили этот эксперимент. Но, словно мячик, отскочила от ракетки мелодия популярной песни. Ракетку, правда, перепуганные шутники быстро забрали - она была собственностью местного чемпиона... Кстати, не менее любопытным было самое начало собирательства. В Москве проходила выставка музыкальных инструментов колумбийского мастера Хайро Парры. Владимирский посетил эту выставку, сыграл но каждом инструменте, и потрясенный хозяин принял решение подарить музыканту свою коллекцию.

Названия музыкальных инструментов Сергея Владимирского диковинны для нашего русского уха. Слышали ли вы такие, например, названия - чувашский тудут, тувинский тошпулур, кенийский кумбанаэ, австралийский диджериду, испанский лауд, бразильская куика, кубинский чекере, итальянский марандзано, индийский шахнай, анклунг из Индонезии, эрке из Аргентины? Вряд ли. И все же среди любимых детей из этой "семьи" есть и самый любимый - гитара. Сергеем Владимирским разработана методика игры на самых разных гитарах, в совершенстве освоены самые разные манеры и стили. Он создатель видеошколы игры на гитаре, где желающие ученики могут начать с нуля. А поможет им в этом еще и книга "Гитара для всех" того же Сергея Владимирского: приобретите ее, не пожалеете. Ну, а если захотите услышать живой рассказ о музыкальных инструментах, включите радиостанцию "Юность" когда идет передача "Дерево дождя" и Владимирский поведает вам интереснейшие истории о судьбах музыкальных инструментов мира.

Есть ли у него последователи, ученики?

Учеников множество. Это подростки, юноши и девушки из разных стран, но в первую очередь, младшее поколение "Гренады" у которого есть и свое имя "Гренадита" - ребята одаренные, влюбленные в музыку и в своего доброго наставника, учителя, педагога Сергея Владимирского. А на языке ребят - Сергея Николаевича. Их в "Гренадите" более ста.

Супермультиинструменталист Владимирский не может не писать музыку сам, и не может отказать себе в удовольствии делать аранжировки известных музыкальных пьес, вводя в музыкальную канву свои инструменты. В его сольном диске "Bon Voyage" (русское название "Музыка дорог") звучат, в первую очередь, его сочинения - они необычны, у каждого есть свое лицо и своя маленькая предыстория, те "чудные мгновения", которые из гранита музыки высек композитор Владимирский. Так, "Танго портеньо" родилось вскоре после поездки в Аргентину - в этой стране, в ее столице Буэнос-Айресе, танго звучит и на улице, и в кабачках, и где угодно. И не аккордеон здесь главенствует, а бандонеон. А "Дерево дождя"? Это музыкальное впечатление от индейского инструмента с таким же названием. Музыка, как дождь, который несет так нужную человеку влагу...

"Остров Афродиты" - тема этой пьесы мелькнула у Владимирского в ту минуту, когда "Гренада" выступая на Кипре, проезжала мимо того место, где, по преданию, из пенной морской пучины вышла Афродита. Как красивы были море, берег, лазурное небо. Смотрите, вот она здесь, позовите ее - Аф-ро-ди-та! И музыка замрет на устах...

А "Перед заходом солнца" - это уже музыка Москвы, улицы, которая всегда залита солнцем. Есть такая улица у Тимирязевских прудов, своя родная улица. Лица прохожих на ней всегда какие-то особенные. Благодаря незакатному солнцу.

"Серебряный колокол" - чуткое ухо музыканта уловило серебряную чистоту в колокольном звоне. И звон в звучании вибрафона постепенно переходит в набат серебряного цвета. "Сентиментальный вальс" - это после встречи с русскими эмигрантами в далеком Парагвае. От грустного расставания с ними. Вот и звучат парагвайская гитара и арфа, далекие от безудержного веселья...

"Русский романс" - словно многие, многие романсы слились воедино в этой пьесе - их стиль, их душа. Романс этот часто просвечивается за кадром в телевизионных и радиопередачах. Но самое поразительное, что все инструментальные партии на диске исполнены одним человеком Сергеем Владимирским...

Вот он стоит на сцене, увешанный инструментами, этот уникальный человек-оркестр! Татьяна Владимирская, художественный руководитель "Гренады" как-то сказала мне: "Чего бы мы стоили без Сергея?" Не лукавила Татьяна, но и соглашаться с ней мне бы не хотелось. "Гренада" есть "Гренада"!

Если вам когда-нибудь удастся побывать на концерте "Гренады" где в исполнении этого талантливого ансамбля будут звучать русские песни и романсы, классическое ретро и шлягеры самых разных народов на самых разных языках - от английского до языка банту, вы не сможете слушать все это без волнения, потому что нельзя без волнения соприкасаться с подлинным искусством.

Не постесняйтесь, подойдите после концерта к Сергею Владимирскому и возьмите у него автограф. И храните его бережно, как положено хранить автографы тех, кто стал национальным достоянием своей страны.

Назад